Обращение с голосовым аппаратом

 Профессиональная певческая деятельность, как и процесс обучения пению, связаны с большой тратой нервно-мышечной энергии. Вследствие этого естественно и неизбежно наступает утомление. Если это утомление не будет снято последующим отдыхом, то, оно приведет к переутомлению и может привести к еще более серьезным нарушениям деятельности организма — к его заболеванию.
  Поэтому как всякий труд, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха и их правильного распределения во времени. Это особенно важно для певца, у которого не только творческие возможности, но и само звучание голоса целиком определяется состоянием организма.

  Певец — это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной системой, и с состоянием внутренних органов.
Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н е р в н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению.
  Не только нахождение новых навыков, формирование рефлексов представляет большую нагрузку для нервной системы, но и выполнение старых.

 «...повторение достигнутой задачи - это тоже труд, и он может кончиться кризисом».

И. П. Павлов

Это тем более верно, когда задачу приходится выполнять в неблагоприятных для нервной системы условиях публичного выступления.
  Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н е р в н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению, чтобы, утомляясь в процессе жизни и певческой деятельности, — она систематически получала возможность полного восстановления.

Сон

  Полный отдых организм получает во время сна. Сон — это разлитое торможение нервных клеток мозга, во время которого они восстанавливают энергию для последующего дневного возбуждения. Сон, достаточный для восстановления энергии нерв-ных клеток, должен длиться 7—8 часов для взрослого человека. В более молодом возрасте норма сна несколько увеличивается — до 9 часов в сутки.
Для того чтобы сон наступал скоро, был глубоким и ровным, необходимо соблюдать определенные правила.

  Прежде всего важно ложиться в постель всегда примерно в одно и то же время, тогда, в силу сложившегося стереотипа, сон будет приходить скорее и легче.
Еще более целесообразно выйти на полчаса — час на спокойную прогулку по улице. Такая прогулка — лучший отдых после работы, дающий хорошее переключение энергии с умственной работы на двигательную.

  Весьма существенно не есть много на ночь и принимать пищу не позже чем за 2—3 часа до сна. На режим сна должен обратить самое серьезное внимание каждый певец, так как только хороший сон способен восстановить утомленную нервную систему. Прогулка пешком из театра, не слишком обильная еда на ночь, теплый душ, чистый воздух в комнате, отвлекающее занятие — пасьянс, легкое чтение — облегчают засыпание.

Питание

  Еда человека, занимающегося пением, должна быть достаточно калорийной, разнообразной и необильной. Певцу следует избегать острых блюд, раздражающих слизистые оболочки, а также излишне горячих, обжигающих или, наоборот, слишком холодных. Излишне горячие напитки, например очень горячий чай, обжигающе действует на слизистую оболочку, рот и глотку, в результате чего нарушается ее нормальная функция и возникает катаральное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнуть, легко подвергается воспалительным процессам.

  Слишком холодные блюда, например кушанья, только что вынутые из холодильника, мороженое, сильно охлажденное питье, — могут вызвать простудные заболевания, особенно если их употреблять будучи разгоряченным, непосредственно после пения, после активной мышечной работы.
  Состав пищи ничем не лимитируется, за исключением упомянутых выше очень горячих, очень холодных и очень острых блюд, что диктуется состоянием желудочно-кишечного тракта и привычками певца. Следует лишь обращать внимание на разнообразие употребляемой пищи и достаточное присутствие в ней витаминов.

Роль физической работы

  Умеренная физическая нагрузка, связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стимулом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной утренней 15—20-минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц.
  Певцу не противопоказаны занятия любыми видами спорта, за исключением тех, которые связаны с резким запиранием дыхания, как, например, тяжелая атлетика. Однако в любом виде спорта надо придерживаться умеренных нагрузок, не ставя себе никогда чисто спортивных целей.

Организация каникулярного времени

  Большую роль в поддержании хорошей работоспособности в течение всего года играет летний отдых и зимнее каникулярное время у учащихся. Следует на это время полностью отключиться от пения и музыки. Не надо думать, что найденное может потеряться, выученное — забыться. Все это восстанавливается очень быстро не долее недели при начале систематической работы после отпуска.
Легко заметить, что после хорошо, без певческой нагрузки проведенного отдыха голос певца всегда звучит отлично и ему удается то, что не удавалось до каникул.

Курение и алкоголь

  Никотин, содержащийся в табаке, как и алкоголь, являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны.Однако в результате систематического приема небольших доз этих ядов организм постепенно привыкает к ним, приспосабливается к их воздействию и снижает их ядовитое действие. Оба эти яда вызывают в результате привыкания потребность систематического приема. Отвыкнуть от них трудно, а поэтому кто еще к ним не привык — не должен и пробовать. Курение, кроме сильного общеотравляющего действия, вызывает местное раздражение всех слизистых оболочек дыхательных путей, поэтому у курильщиков они обычно находятся в состоянии хронического воспаления.

  Курильщики всегда страдают кашлем, при котором отхаркивается много мокроты. Такое постоянно раздраженное состояние слизистых оболочек весьма неблагоприятно для пения.
  От курения голос становится более грубым, Б нем появляются призвуки, сипотца — как следствие постоянного прохождения мокроты между связок во время пения.

  Алкоголь является ядом для нервной системы и отрицательно действует на голосовой аппарат. У некоторых голос «садится» после одной-двух рюмок вина. Алкоголь, хотя и в меньшей степени, чем курение, но все же раздражающе влияет на слизистые оболочки. Систематическое его употребление всегда вызывает нежелательные сдвиги в нервной системе, появляются признаки ее расстройства: раздражительность, плохой сон, неточность движений и т. п.

  Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь перед экзаменом или выступлением. Действие его основано на расторма- живании нервной системы — пьяный человек —  это «человек без тормозов».
  Если алкоголь употребляется в небольших дозах и не часто, он практически вредного действия на певческую деятельность, оказать не может. Однако частое и неумеренное его употребление разрушающе действует и на нервную систему и на голос. Особенно легко страдают высокие голоса. Мужские голоса, особенно низкие и более грубые, менее подвержены разрушающему действию алкоголя.

  Певец сам является «музыкальным инструментом». Голос тогда звучит хорошо, когда человек здоров. Поэтому певец в жизни должен придерживаться определенного режима и выполнять правила общей гигиены. Прежде всего следует беречь, нервную систему.

Профессиональная гигиена

  Голос певца должен быть ежедневно «в форме», в состоянии «наготове» и это состояние должно поддерживаться на про-тяжении всей певческой жизни. Для этого кроме соблюдения определенного бытового режима и выполнения общих гигиенических правил, певец должен соблюдать и специальные правила, касающиеся гигиены голоса и певческого режима.

Об охране голоса от переутомления

  Прежде всего певец должен соблюдать определенный голосовой режим, должен вообще щадить свой голосовой аппарат, не допуская утомления.
  Иногда певцы обладают непоставленным речевым голосом и быстро утомляются от разговора, поэтому им не следует много говорить, особенно перед пением. Не следует много громко смеяться, кричатьвсе это утомляет голосовой аппарат. Особенно вредны громкие разговоры на улице, когда гхолодный воздух может при вдохе через рот попадать на разгоряченную слизистую оболочку голосовых связок. Это более всего предрасполагает к простудному заболеванию верхних дыхательных путей.

  Совершенно недопустимо бесконтрольное пение малоопытных певцов, когда они самостоятельно пытаются петь трудные для них произведения, часто несоответствующие характеру голосов. Особенно вредны пробы высоких нот, на которые еще не имеет права молодой певец. Такая нерациональная певче¬ская нагрузка разрушающим образом действует на голосовой аппарат, переутомляет его.
  В утомленном состоянии трудно рассчитывать на формирование и укрепление певческих навыков. Особенно вредна работа в хоре, когда молодой певец не может хорошо контролировать звучание собственного голоса.

О роли слизистых оболочек дыхательных путей

  Большое значение для здоровья голосового аппарата имеет уход за слизистыми оболочками, которыми выстланы все дыхательные пути человека. Устойчивое, хорошее звучание голоса бывает при здоровом состонии голосового аппарата, когда слизистые оболочки нормально увлажнены. Сухость, как и излишнее отделение слизи, обычно отрицательно, сказываются на звучании голоса, не говоря уже о воспалительных состояниях. Прежде всего певец должен избавиться от воспалительных состояний, если таковые у него имеются, не мириться с их наличием.
  Хронический насморк ведет к постоянному раздражению носоглотки и глотки, куда стекает слизь. Это делает слизистую оболочку чувствительной ко всяким температурным и иным воздействиям.

  Для того чтобы слизистые оболочки были более устойчивы к различным неблагоприятным факторам, следует выполнять определенные гигиенические правила. Прежде всего следует всегда дышать по возможности носом избегая ротового дыхания. Нормальное носовое дыхание предохраняет нижележащие дыхательные пути от пыли и инфекций, которые оседают в носу. Воздух, согревается и увлажняется при носовом дыхании.

  Полезно систематически прополаскивать щелочными водами липа «Боржоми» рот, глотку, носоглотку. Щелочная вода хорошо удаляет слизь и способствует нормальной функции слизистых оболочек.

Некоторые общие правила обращенияс голосовым аппаратом

  Большое значение для здоровья голосового аппарата имеет выполнение таких общеизвестных правил, как Избегать резких смен температуры и не выходить после пения сразу на улицу. Эти простые правила позволяют избегнуть заболеваний, которые могли бы возникнуть, когда разогретый пением голосовой аппарат подвергается сразу воздействию холодного воздуха. На улицу после пения следует выходить после того, как голосовой аппарат совсем остыл, что бывает обычно минут через пятнадцать после окончания пения.

  Говоря о гигиенических правилах в отношении голосового аппарата, следует сказать несколько слов о необходимости для женщин воздерживаться от пения во время менструаций. Как показали наблюдения, в эти дни, в результате гормональных, влияний, голосовой аппарат претерпевает значительные изменения. Слизистая оболочка набухает, сосуды расширяются, связки несколько отекают. Пение в таком состоянии для большинства певиц весьма затруднительно.

  В эти дни для голосового аппарата должен быть создан полный покой. Пение партий или ответственные выступления с целью «спасти» спектакль или концерт следует категорически осудить, так как это можег повести к серьезным нарушениям вокальной функции. Подвергать таким напряжениям набухшие связки — недопустимо. Кровоизлияния в связки, несмыкание их, резкие нарушения их работы — весьма частые последствия таких неразумных поступков. Певица может выйти из строя на долгий срок, а может быть и вообще лишится возможности профессионально работать.

Гигиеническое значение распевания

  Одним из важнейших гигиенических правил для каждого вокалиста,желающего поддерживать свой голосовой аппарат в состоянии готовности к пению является ежедневное распевание.
Каков бы ни был рабочий день учащегося пению или певца, когда бы ни намечалась основная вокальная нагрузка, — утром необходимо хорошо распеться, произвести своеобразный вокальный «туалет».

  Не надо думать, что распевание только разогревает мышцы голосового аппарата. Распевание создает и своеобразную психофизиологическую настройку всего организма: оно будит эмоциональную сферу, разогревает творческую фантазию, вводит в строй мыслительные процессы, связанные с звукообразованием и творчеством, — словом настраивает весь внутренний мир на певческий лад.

  Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Это предохраняет от гриппозных и других капельных инфекций. Голосовой аппарат певца должен быть здоров. Надо избегать резких смен температуры, сухого, пыльного воздуха и дышать по возможности носом.

  Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более часа подряд. Нельзя пренебрегать небольшими перерывами во время урока. В занятиях следует использовать все факторы, способствующие снижению утомляемости: проводить урок интересно, творчески, увлекать музыкой, поддерживать высокий тонус занятия.  Помещение для занятий должно удовлетворять эстетическим и гигиеническим требованиям. Недопустимо заниматься в душном и накуренном классе.